Просматривая социальные сети, наткнулась на перевод статьи канадского заводчика борзых, чьи мысли оказались очень созвучны моим собственным. Если коротко, в своей статье он объясняет, почему не хочет больше продавать щенков для шоу, а только в качестве домашних любимцев.
Конечно, для известного заводчика, звучит очень смело, собственно, автор при публикации этой статьи в июле-августе 1992 года в издании «Sighthound Review» пожелал остаться неизвестным. Однако все больше моих коллег, профессиональных заводчиков в частных доверительных беседах озвучивают похожую мысль. Да, украдкой, как о чем-то постыдном, но об этом говорят все чаще.
Неофиты хотят мгновенных результатов. Считая, что сумма, выложенная ими за перспективного для шоу щенка автоматически должна гарантировать победы в выставках, послушание, здоровье на протяжении всей жизни собаки. Они где-то услышали, что продажа щенков – это прибыльный и нехлопотный бизнес.
Для многих покупателей щенков для шоу вдруг оказывается сюрпризом, что это все такой же щенок, которым надо заниматься. Что он может шалить, не слушаться, и даже, да-да, болеть. И я не о случаях серьезных генетических отклонений, на которые распространяется гарантия заводчика.
Собаку воспринимают как вещь, которая должна приносить доход и отношение к ней соответствующее. Если после пяти лет побед на выставках и получения потомства, собака вдруг перестала побеждать, владелец начинает требовать вернуть ему деньги и/или забрать собаку.
И вдруг оказывается, что добросовестный заводчик кругом не прав и должен. Если вдруг шоу-щенок «не хочет выставляться». Облысел из-за неправильного ухода. Портит вещи. Конкурент в ринге рассказал им, что они купили дворнягу (реальный случай из практики, тут опытные заводчики усмехнутся в седые усы).
Для шоуменов становится новостью, что успешная выставочная карьера это не только «правильная» собака, но и умение найти подход к питомцу, грамотный хэндлинг и еще масса тонкостей и нюансов, которые осваиваются в течение многих лет.
И поверьте, речь вовсе не о том, что я хочу продать щенка и никогда больше о нем не слышать, наоборот, я стараюсь поддерживать связь со всеми владельцами собак моего разведения. Я всегда рада подсказать, что делать в той или иной ситуации – чем кормить, как воспитывать, как ухаживать за шерстью.
Мне стократ приятнее получить 10 звонков в день от людей, купивших собаку для души – о том, как малыш освоился в новом доме, поладил ли он с кошкой и детьми, про то, какой ой он милый и умный, в какой позе он спит, и «он тут два раза ухо почесал, мне нужно бежать к ветеринарному врачу?». Автор упомянутой статьи, например, описывал и такой звонок – «Мой щенок оборвал все пуговки с обивки кожаного дивана, но потом таааак мило на меня посмотрел».
У моей подруги, тоже, к слову, профессиональной заводчицы, есть кресло, которое собакам можно портить. Они просто «договорились» с собаками, что это кресло портить можно, а остальную мебель – нежелательно. Ну да, победителем конкурса на лучший интерьер с этим креслом ей не стать, но не думаю, что ее хоть сколько-нибудь печалит эта мысль.
Для многих начинающих в шоу и разведении, совсем неочевидна мысль, что опытный заводчик навряд ли продаст им лучшего щенка для шоу и разведения. Скорее всего, этого щенка оставят себе. Если это вдруг невозможно, при прочих равных я скорее предпочту продать щенка «на диван». Конечно, победы в рингах щенков твоего разведения греют душу, но мысль о том, что щенок любим и обласкан и останется любимым на протяжении всей жизни, а не до окончания выставочной и племенной работы, греет больше.
Разумеется, среди приобретающих шоу-щенков есть и замечательные любящие владельцы. В конце концов, даже лучшие из заводчиков когда-то были новичками. Поймите меня правильно, я вовсе не ратую за то, чтоб шоу и разведением занимались только зубры профессии. Свежий взгляд, здоровая конкуренция – все это лишь на пользу развитию породы в целом.
И да, среди покупателей домашних любимцев тоже бывают всякие, но в среднем эти люди знают, что приобретают члена семьи и что ближайшие лет 15 им предстоит за ним ухаживать.
У меня крупный известный питомник с хорошей репутацией, и, конечно, я продаю щенков и для шоу, и для дома. Но нет-нет, я тоже задумываюсь о том, чтоб начать продавать щенков только в качестве домашних любимцев.
Автор Гайнулина Елена, ветеринарный врач, эксперт-кинолог, владелец питомника от Панды Шарм.
PS: Копирование данного материала возможно только при согласии автора статьи и активной ссылки на первоисточник.